Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.04.2016 N Ф06-6986/2016 по делу N А55-5706/2015
Требование: О признании незаконным отказа уполномоченного органа в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка.
Обстоятельства: Отказ мотивирован нахождением на испрашиваемом земельном участке кирпичного здания и тем, что указанный земельный участок частично входит в границы земельного участка, формируемого уполномоченным органом в целях предоставления по итогам конкурса.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку испрашиваемый земельный участок занят принадлежащим обществу на праве собственности зданием одноэтажного гаража, доказательства нахождения на земельном участке реконструированного двухэтажного кирпичного здания и фактического пересечения испрашиваемого участка с другим земельным участком не представлены.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Самарской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2016 г. в„– Ф06-6986/2016

Дело в„– А55-5706/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Андриенко Д.Н., доверенность от 01.03.2015,
третьего лица (общества с ограниченной ответственностью "Энергоинвестиции") - Андриенко Д.Н., доверенность от 10.05.2014,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2015 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Драгоценнова И.С., Семушкин В.С.)
по делу в„– А55-5706/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Респект" (ОГРН 1026300973940, ИНН 6315525605) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, администрации городского округа Самара о признании незаконным отказа, третьи лица: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области, г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "Энергоинвестиции", г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Респект" (далее - ООО "Фирма "Респект", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо) в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, кадастровый номер 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв. м, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области предоставить ООО "Фирма "Респект" в собственность за выкуп земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, кадастровый номер 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв. м занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования.
Одновременно обществом заявлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд.
Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, для осуществления субъективного права на судебную защиту, принимая во внимание позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.03.2007 в„– 1911/2007 о том, что оценка обстоятельств и конкретных доказательств, послуживших основанием для восстановления пропущенного срока, является прерогативой суда, и принимая во внимание, что заявитель обосновал наличие уважительных причин пропуска им срока на обращение в арбитражный суд с заявлением, отсутствие доказательств, подтверждающих направление оспариваемого решения обществу по юридическому адресу, суд первой инстанции восстановил обществу процессуальный срок на подачу в арбитражный суд рассматриваемого заявления.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области, общество с ограниченной ответственностью "Энергоинвестиции" (далее - ООО "Энергоинвестиции").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2015 отказ Министерства в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв. м, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, признан незаконным. На Министерство возложена обязанность передать в администрацию городского округа Самары заявление ООО "Фирма "Респект" от 16.04.2014 в„– 12-1/0863/14 с приложениями к нему. На администрацию городского округа Самара (далее - администрация) возложена обязанность по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Фирма "Респект" путем направления проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, кадастровый номер 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв. м, занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.04.2016 до 12.04.2016. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа.
Изучив материалы дела, выслушав представителя сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Фирма "Респект" является собственником расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, нежилого здания - гараж, одноэтажное, литера Г, общей площадью 155,80 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2008.
Из кадастрового паспорта земельного участка от 08.04.2014 следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0521003:785, общей площадью 407+/-7 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, поставлен на государственный кадастровый учет 08.04.2014, разрешенное использование - занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования.
16 апреля 2014 года ООО "Фирма "Респект" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 407 кв. м, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), действовавшей до 01.03.2015.
К заявлению Общество приложило в числе прочих документов выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в отношении расположенного на участке и принадлежащего заявителю объекта недвижимости, а также в отношении испрашиваемого участка, схему расположения земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка, копию кадастрового паспорта участка, учредительные документы.
Уведомлением от 05.11.2014 в„– 12-1/0863/14 Министерство отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, ссылаясь на то, что по результатам проведенного комиссионного осмотра испрашиваемого земельного участка установлен факт нахождения на нем части двухэтажного кирпичного здания, у которого со стороны точек 10, 24, 12 отсутствуют стены.
Кроме того, основанием для отказа послужил факт частичного наложения испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка, формируемого Министерством строительства Самарской области в целях предоставления по итогам конкурса в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 26.02.2013 в„– 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства".
ООО "Фирма "Респект", полагая, что отказ нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суды обеих инстанций, всесторонне и полно исследовав представленные в дело доказательства и проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, пришли к выводу, что Общество в соответствии со статьями 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации вправе приобрести в собственность испрашиваемый земельный участок, который занят принадлежащим ему на праве собственности зданием одноэтажного гаража; документальных доказательств нахождения на земельном участке реконструированного двухэтажного кирпичного здания, доказательств фактического пересечения испрашиваемого участка с земельным участком с кадастровым номером 63:01:0521003:797, не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 в„– 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Исходя из указанного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необходимости применения при рассмотрении заявления ООО "Фирма "Респект" положений нормативных актов, действовавших до 01.03.2015.
Согласно статьям 35, 36 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 34 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 в„– 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством (далее - Порядок).
В силу пунктов 2.1, 2.2 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанных в приложении в„– 2 к настоящему порядку.
В связи с принятием Закона Самарской области от 26.02.2015 в„– 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городском округе Самара осуществляются органами местного самоуправления.
С 01.03.2015 порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен главой V.I Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Самарской области "О земле", согласно положениям которого полномочия по предоставлению земельных участков на территории г. Самары осуществляют органы местного самоуправления г.о. Самара.
В соответствии с частью 6 статьи 36 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 в„– 475, в соответствии с пунктом 6 которого к заявлению должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка.
В силу пункта 8 статьи 36 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Кроме того, в настоящее время действуют нормы (часть 2 статьи 39.3 ЗК РФ), согласно которым без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды пришли к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что имело место реконструкция принадлежащего на праве собственности обществу одноэтажного объекта капитального строительства - гаража и в настоящее время на земельном участке находится двухэтажное кирпичное здание.
Пункт 2.4 Порядка предоставления предусматривает, что в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
Суд не принял акт осмотра земельного участка от 26.05.2014, составленный по результатам проведенного специалистами государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости" в отсутствие представителя ООО "Фирма "Респект" осмотра земельного участка, зафиксировавшего нахождение на части земельного участка двухэтажного кирпичного здания в качестве надлежащего доказательства, указав на определение от 19.03.2014 в„– 46-АПГ14-1, которым Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим абзац 2 пункта 2.4 Порядка, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74, в части осуществления Министерством осмотра земельного участка.
Между тем, судами установлено, имеющимся в деле техническим заключением по инженерно-техническому обследованию нежилого помещения по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, нежилого здания - гараж, одноэтажное, литера Г, общей площадью 155,80 кв. м, выполненным ООО Проектная компания "Горжилпроект", подтверждается, что здание гаража 1974 года постройки является одноэтажным каркасным зданием, литера Г, с конструктивной схемой - с несущими наружными и внутренними колоннами, высотой 7,3 м, приспособлено для въезда автотранспорта: имеются въездные ворота со стороны Московского шоссе. Согласно выводам технического заключения состояние имеющихся инженерных сетей и конструкций работоспособное; в результате выполненных работ не разрушались существующие несущие конструкции, не возводились новые пристрои, не выполнялся надстрой здания, не увеличивался строительный объем, не менялось целевое назначение. Выполненные подготовительные работы по устройству антресоли в нежилом помещении литера Г и частичный демонтаж стен не затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности здания; изменение внешних параметров строения не зафиксировано.
Выводы технического заключения в части параметров здания, в частности, его одноэтажности, высоты 7,3 м, подтверждены представителем общества в судебном заседании суда кассационной инстанции путем представления на обозрение суда кассационной инстанции технического паспорта здания гаража. Таким образом, доводы Министерства о проведенной реконструкции опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Поскольку имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается существование на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, соответствующего данным, приведенным о нем в свидетельстве о государственной регистрации права от 26.03.2008 63-АВ в„– 889200, а также выписке из ЕГРП от 04.07.2014 в„– 01/029/2014-1915, не имеют правового значения и подлежат отклонению доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Верховный Суд Российской Федерации признал недействующим абзац 2 пункта 2.4 Порядка, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 в„– 74, только в части осуществления осмотра земельного участка Министерством имущественных отношений Самарской области, в то время как в настоящем случае осмотр проведен специалистами государственного бюджетного учреждения Самарской области "Региональный центр недвижимости", а не Министерства.
Относительно довода Министерства о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок частично входит в границы земельного участка, формируемого Министерством в целях предоставления по итогам конкурса, согласно нормам постановления правительства Самарской области от 26.02.2013 в„– 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства", суд первой инстанции правильно исходил из следующих обстоятельств.
Заявителем в материалы дела представлено распоряжение от 06.03.2014 в„– 163, в соответствии с которым Департаментом управления имуществом городского округа Самара утверждена схема расположения земельного участка площадью 407 кв. м, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2), по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01:0521003.
Оценив невозможность предоставления участка заявителю в собственность по причине его наложения на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0521003:797, площадью 2055+/-16 кв. м, разрешенное использование: для строительства жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземной стоянкой, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, Московское шоссе (в районе ГРКЦ "Айсберг"), суд первой инстанции пришел к верному выводу о необоснованности и недоказанности данного обстоятельства.
Факт наложения земельного участка опровергаются фактом постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0521003:797 без каких-либо замечаний, отсутствием каких-либо доказательств фактического пересечения испрашиваемого участка с земельным участком с кадастровым номером 63:01:0521003:797.
Кроме того, постановление правительства Самарской области от 26.02.2013 в„– 54 "Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору организаций в целях завершения строительства проблемных объектов, перечень которых определен Правительством Самарской области, удовлетворения прав требований участников долевого строительства" утратило силу в связи с изданием постановления правительства Самарской области от 21.04.2015 в„– 203, вступившего в силу со дня официального опубликования.
Оценив соразмерность площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем здания, суд первой инстанции верно исходил из того, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 в„– 13535/10 и от 27.01.2009 в„– 12202/07).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.03.2011 в„– 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
Таким образом, в момент формирования данного земельного участка в существующих границах его площадь уже была определена уполномоченным на то органом в соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ, то есть с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Учитывая площадь объекта недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, его назначение и фактическое использование, суды признали, что обществом представлены достаточные доказательства, подтверждающие необходимость использования и эксплуатации земельного участка в заявленном размере. При этом доказательств, подтверждающих, что площадь земельного участка явно завышена, Министерством в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, установленные судом по рассматриваемому спору обстоятельства указывают на то, что оспариваемый заявителем отказ Министерства в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв. м, занимаемого нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2 не соответствует положениям ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015), а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что согласно статье 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
На момент рассмотрения судом заявления ООО "Фирма "Респект" статьи 28 - 36 ЗК РФ в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ с 01.03.2015 утратили силу.
В соответствии с положениями статьи 39.1 ЗК РФ (введена Федеральным законом от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Следовательно, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату принятия соответствующим государственным или муниципальным органом решения о предоставлении земельного участка (применительно к положениям ранее действующих статей 29, 36 ЗК РФ) не требуется.
Основанием предоставления земельного участка в данном случае является собственно договор купли-продажи.
Принимая во внимание Закон Самарской области от 29.12.2014 в„– 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и принятый Самарской Губернской Думой 24.02.2015 Закон Самарской области 26.02.2015 в„– 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, а также постановление администрации городского округа Самара от 01.04.2015 в„– 287 "Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (вступающего в силу с 01.04.2015 и распространяющего свое действие на правоотношения, возникшие с 01.03.2015), суд первой инстанции с учетом имеющего место между сторонами спора - оспаривания заявителем конкретного ненормативного правового акта, принятого заинтересованным лицом - Министерством, а не допущенного последним незаконного бездействия по нерассмотрению заявления ООО "Фирма "Респект" от 16.04.2014 в„– 12-1/0863/14, в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обязал Министерство в установленном законом порядке передать в администрацию заявление ООО "Фирма "Респект" от 16.04.2014 в„– 12-1/0863/14 с приложениями к нему; обязал администрацию по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления ООО "Фирма "Респект" путем направления проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. Дачная, д. 2, кадастровый номер 63:01:0521003:785, общей площадью 407 кв. м, занимаемый нежилым зданием (гаражом) с территорией, необходимой для его использования.
Данный вывод арбитражным судом первой инстанции верно сделан с учетом правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.02.2009 в„– 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". В данном конкретном случае суд не подменяет уполномоченный орган и не предрешает существо решения по спорному вопросу - о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого им земельного участка, так как данный вопрос уже был разрешен уполномоченным органом - Министерством, которым и было уже принято по результатам рассмотрения заявления ООО "Фирма "Респект" от 16.04.2014 в„– 12-1/0863/14 решение, содержащееся в уведомлении от 05.11.2014 в„– 12-1/0863/14, признанное судом не соответствующим положениям закона.
С учетом установленных при рассмотрении настоящего дела обстоятельств суд первой инстанции правомерно исходил из того, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность повторного обращения соответствующего лица в уполномоченный орган по вопросу предоставления в собственность земельного участка при исполнении им предписаний Закона при первоначальном обращении по данному вопросу именно в уполномоченный на момент обращения орган.
Кроме того, последующее принятие Самарской Губернской Думой 25.12.2014 Закона Самарской области от 29.12.2014 в„– 134-ГД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и Закона Самарской области от 26.02.2015 в„– 11-ГД о внесении в указанный нормативный правовой акт изменений, не должно повлечь наступления для заявителя негативных последствий в виде повторного рассмотрения его заявления либо искусственной пролонгации срока рассмотрения данного заявления, так как в рамках настоящего дела администрация, как полноправный участник данного арбитражного процесса, имела реальную процессуальную возможность заявить против требований общества свои аргументированные возражения, что при отсутствии со стороны суда каких-либо препятствий сделано ею по своему волеизъявлению не было.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу об удовлетворения заявления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК Р), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 15.09.2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 по делу в„– А55-5706/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.

Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА


------------------------------------------------------------------