Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.07.2016 N Ф06-9608/2016 по делу N А12-47349/2015
Требование: О взыскании задолженности по арендной плате и пени за просрочку платежей.
Обстоятельства: Арендодатель утверждал, что арендатор не исполнил обязательства по оплате аренды за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку наличие задолженности подтверждено, при определении размера задолженности учтено, что на данный земельный участок установлен предельный годовой размер арендной платы в связи с тем, что земельный участок ограничен в обороте.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2016 г. в„– Ф06-9608/2016

Дело в„– А12-47349/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Нагимуллина И.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2016 (судья Чурикова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Дубровина О.А., Жевак И.И.)
по делу в„– А12-47349/2015
по исковому заявлению Комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" о взыскании задолженности по договору аренды,

установил:

Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском, с учетом уточнений, к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгоградэнерго" (далее - ответчик, ООО "Лукойл-Волгоградэнерго") о взыскании 10 839 371,06 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.09.2013 по 30.09.2015 и 2 128 305 руб. пени за просрочку платежей за период с 11.09.2013 по 30.09.2015 по договору аренды земельного участка от 15.06.2005 в„– 12.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2016, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016, с ответчика в пользу истца взыскано 10 372 453,58 руб. долга и 2 013 094,80 руб. пени. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, ответчик просит состоявшиеся судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указал, что с 01.03.2015 для ответчика размер арендной платы по спорному договору аренды не может быть выше, чем установленные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2013 в„– 347 (далее - Приказ в„– 347) ставки, ссылаясь на пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Постановлением главы администрации Среднеахтубинского района Волгоградской области от 15.06.2005 в„– 266 ОАО "Генерирующая компания "Волжская" предоставлены в аренду сроком на 49 лет земельные участки, ранее находившиеся в постоянном (бессрочном) пользовании Волжской ТЭЦ-2, в связи с реорганизацией общества.
На основании указанного выше постановления, 15.06.2005 между администрацией Среднеахтубинского района Волгоградской области и ОАО "Генерирующая компания "Волжская" заключен договор в„– 12 аренды земельного участка общей площадью 100 га, расположенный примерно в 5 км от р.п. Средняя Ахтуба по направлению на север на территории Красного сельсовета, в том числе: участок в„– 1 площадью 95,12 га, кадастровый номер 34:28:07 00 05:0027 под энергетический производственно-технологический комплекс Волжской ТЭЦ; участок в„– 2 площадью 2,2 га, кадастровый номер 34:28:07 00 05:0028 под шламоотвал; участок в„– 3 площадью 1,8 га, кадастровый номер 34:28:07 00 05:0030 под автодорогу ЭПТК; участок в„– 4 площадью 0,9 га, кадастровый номер 34:28:07 00 05:0029 под шламоотвал водно-кислотной очистки.
Сторонами 10.08.2006 внесены изменения в договор в части наименования арендатора: ОАО "Генерирующая компания "Волжская" заменено на ОАО "Южная генерирующая компания ТГК-8".
Далее 09.07.2007 подписано дополнительное соглашение в„– 3 в соответствии, с которым арендодатель заменен на Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области.
Дополнительным соглашением от 30.07.2010 произведена замена арендатора на ООО "Южная генерирующая компания ТГК-8".
Дополнительным соглашением от 10.11.2010 в„– 6 арендатор заменен на ООО "ЮГК-Волгоградэнерго".
В результате реорганизации ООО "ЮГК-Волгоградэнерго" в форме присоединения, арендатором по договору является ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго" (изменения от 25.07.2011).
Срок действия договора определен сторонами с 15.06.2005 по 14.06.2054.
На земельный участок, предоставленный по договору, государственная собственность не разграничена.
Истец, считая, что ответчик не исполняет надлежащим образом обязанность по внесению арендной платы, обратился в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
На основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 в„– 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 в„– 212-ФЗ; далее - Закон в„– 137-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2015 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 Закона в„– 137-ФЗ.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков и полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Расчет арендной платы по указанному договору аренды произведен истцом по формуле, предусмотренной Порядком расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденные постановлением администрации Волгоградской области в„– 469-П от 22.08.2011, исходя из двух процентов кадастровой стоимости земельных участков.
Однако, как правильно указали суды, истцом при расчете не было учтено, что на арендуемом ответчиком земельном участке с кадастровыми номерами 34:28:07 00 05:0028 и 34:28:07 00 05:0029 находятся шламоотвалы, являющиеся гидротехническими сооружениями, в связи с чем на основании пункта 10 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации они является ограниченными в обороте.
Пунктом 2 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ установлен предельный годовой размер арендной платы для договоров аренды земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
При этом годовой размер арендной платы не может превышать максимального годового размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ.
При таких условиях, суды пришли к правильному выводу об исчислении годового размера арендной платы за участок в„– 1 кадастровый номер 34:28:07 00 05:0027 - Ксзу х 2%; за участок в„– 2 кадастровый номер 34:28:07 00 05:0028 - Ксзу х 1,5%; участок в„– 3 кадастровый номер 34:28:07 00 05:0030 - Ксзу х 2%; участок в„– 4 кадастровый номер 34:28:07 00 05:0029 - Ксзу х 1,5%.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судами при рассмотрении спора правомерно учтено предусмотренное положениями пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Закона в„– 137-ФЗ разграничение компетенции по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки.
В силу данного разграничения компетенции Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности. Следовательно, утвержденные постановлением в„– 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации. Действие названных правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Такое же разграничение компетенции предусмотрено и пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 в„– 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), введенной в действие с 01.03.2015, в соответствии с которым если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Поскольку в данном случае арендуемый ответчиком земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, Правила определения размера арендной платы, утвержденные постановлением в„– 582, а соответственно и Приказ в„– 347, не могли быть применены при разрешении настоящего дела.
В связи с этим, обоснованно отклонен довод ответчика о применении Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 в„– 582, и Приказа в„– 347 при разрешении спора.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, что недопустимо в кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.01.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу в„– А12-47349/2015 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.А.НАФИКОВА

Судьи
В.В.АЛЕКСАНДРОВ
И.Р.НАГИМУЛЛИН


------------------------------------------------------------------