Типы документов



Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.09.2016 N Ф06-11409/2016 по делу N А12-53644/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал необоснованной жалобу заявителей на то, что конкурсная документация содержит положения, не соответствующие действующему антимонопольному законодательству.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт совершения правонарушения подтвержден.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Волгоградской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2016 г. в„– Ф06-11409/2016

Дело в„– А12-53644/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 сентября 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя - Василенко В.А., директор, приказ от 28.12.2015 в„– 4,
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Медэкопром", г. Волгоград, - Потехина А.С., доверенность от 12.11.2015,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью "Тора", г. Волжский Волгоградской области, государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом в„– 3", г. Волгоград, комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, г. Волгоград, закрытого акционерного общества "Электронные торговые системы", г. Москва, - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Медэкопром", Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области.
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Веряскина С.Г., Луговской Н.В.)
по делу в„– А12-53644/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИД-Авто" (ОГРН 1063460051172, ИНН 3445083279), г. Волгоград, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ОГРН 1023403460596, ИНН 344051210), г. Волгоград, об оспаривании решения антимонопольного органа, заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Тора" (ОГРН 1053435026765, ИНН 3435070376), г. Волжский Волгоградской области, государственное учреждение здравоохранения "Родильный дом в„– 3" (ОГРН 1023404289270, ИНН 3447009263), г. Волгоград, комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (ОГРН 1153443002085, ИНН 3444200423), г. Волгоград, закрытое акционерное общество "Электронные торговые системы", г. Москва, общество с ограниченной ответственностью "Медэкопром" (ОГРН 1123461001289, ИНН 3447032199), г. Волгоград,

установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВИД-Авто" (далее - заявитель, общество, ООО "ВИД-Авто") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган, Волгоградское УФАС России) о признании незаконным и не соответствующим пункту 1 части 1 статьи 8, части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон в„– 44-ФЗ), статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон в„– 135-ФЗ), статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон в„– 52-ФЗ) решения от 28.10.2015 по делу в„– 15-06/08-441 в части признания необоснованными требований жалобы ООО "ВИД-Авто" о признании неправомерным включения в состав документации об аукционе в электронной форме в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" требования о предоставлении специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "B" (V = 0,30 м3) в количестве 2 шт., специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "В" (V = 0,16 м3) в количестве 1 шт., а также предоставление одноразовых пакетов для мягких отходов, 330*300 мм в количестве 3 600 шт., одноразовых пакетов для мягких отходов, 500*600 мм в количестве 3 600 шт., одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм в количестве 3 600 шт.; в части включения в состав оказываемых услуг организацию сбора медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" на территории Государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом в„– 3": организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 12 л, организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 35 л, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 330*300 мм, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 500*600 мм; организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм; и обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области принять решение о несоответствии требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации действий заказчика по проведению аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, временному хранению, транспортировке специализированным транспортом и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" в 2016 году, в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" в части требования о предоставлении специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "B" (V = 0,30 м3) в количестве 2 штук, специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "В" (V = 0,16 м3) в количестве 1 штуки, а также предоставление одноразовых пакетов для мягких отходов, 330*300 мм в количестве 3 600 шт., одноразовых пакетов для мягких отходов, 500*600 мм в количестве 3 600 шт., одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм в количестве 3 600 шт., в части включения в состав оказываемых услуг - организацию сбора медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" на территории Государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом в„– 3": организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 12 л, организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 35 л, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 330*300 мм, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 500*600 мм, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм; обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области внести представления об отмене протоколов аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, временному хранению, транспортировке специализированным транспортом и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" в 2016 году, в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки", проведенного 25.11.2015, о признании результатов аукциона в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" от 25.11.2015 недействительным и расторжении контракта, заключенного по результатам данного аукциона.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "Тора", государственное учреждение здравоохранения "Родильный дом в„– 3", комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, ЗАО "Электронные торговые системы", ООО "Медэкопром".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2016 отказано в удовлетворении требования ООО "ВИД-Авто" о признании незаконным и не соответствующим пункту 1 части 1 статьи 8, части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 28.10.2015 по делу в„– 15-06/08-441 в части признания необоснованными требований жалобы общества с ограниченной ответственности "ВИД-Авто" о признании неправомерным включения в состав документации об аукционе в электронной форме в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" требования о предоставлении специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "B" (V = 0,30 м3) в количестве 2 шт., специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "В" (V = 0,16 м3) в количестве 1 шт., а также предоставление одноразовых пакетов для мягких отходов, 330*300 мм в количестве 3 600 шт., одноразовых пакетов для мягких отходов, 500*600 мм в количестве 3 600 шт., одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм в количестве 3 600 шт.; в части включения в состав оказываемых услуг организацию сбора медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" на территории Государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом в„– 3": организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 12 л, организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 35 л, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 330*300 мм, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 500*600 мм; организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм; и обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области принять решение о несоответствии требованиям антимонопольного законодательства Российской Федерации действий заказчика по проведению аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, временному хранению, транспортировке специализированным транспортом и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" в 2016 году, в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" в части требования о предоставлении специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "B" (V = 0,30 м3) в количестве 2 штук, специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "В" (V = 0,16 м3) в количестве 1 штуки, а также предоставление одноразовых пакетов для мягких отходов, 330*300 мм в количестве 3 600 шт., одноразовых пакетов для мягких отходов, 500*600 мм в количестве 3 600 шт., одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм в количестве 3 600 шт., в части включения в состав оказываемых услуг - организацию сбора медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" на территории Государственного учреждения здравоохранения "Родильный дом в„– 3": организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 12 л, организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 35 л, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 330*300 мм, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 500*600 мм, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм; требования об обязании Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области внести представления об отмене протоколов аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, временному хранению, транспортировке специализированным транспортом и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" в 2016 году, в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки", проведенного 25.11.2015, о признании результатов аукциона в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" от 25.11.2015 недействительным и расторжении контракта, заключенного по результатам данного аукциона.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2016 отменено, принят новый судебный акт, которым заявленные ООО "ВИД-Авто" требования удовлетворены, решение УФАС по Волгоградской области от 28.10.2015 по делу в„– 15-06/08-441 в оспариваемой части признано недействительным.
УФАС по Волгоградской области, комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области, ООО "Медэкопром", не согласившись с постановлением апелляционного суда, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
До принятия решения Арбитражным судом Поволжского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 15.09.2016 года до 09 часов 30 минут, после которого заседание продолжено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей ООО "ВИД-Авто" и ООО "Медэкопром", проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 14.10.2015 комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области объявлено о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, временному хранению, транспортировке специализированным транспортом медицинских отходов класса Б, В и Г в 2016 году для нужд заказчика - ГУЗ "Родильный дом в„– 3".
Извещение об аукционе в„– 0129200005315004444 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
ООО "ВИД-Авто", полагая, что заказчиком допущено нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 8, части 3 статьи 33 Федерального закона о закупках, статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в объединении поставки товаров и оказание услуг, не связанных между собой единой целью по сбору, хранению, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов.; в включении в документацию требования об оборудовании транспортных средств специализированными сертифицированными холодильниками для хранения медицинских отходов класса "Б", "В", обратилось в Управление ФАС России по Волгоградской области с жалобой на положения аукционной документации.
Данное обстоятельство явилось основанием для соответствующего обращения в Волгоградское УФАС и ООО "Тора".
Волгоградское УФАС России приняло жалобы к рассмотрению по существу.
Решением УФАС России по Волгоградской области от 28.10.2015 по делу в„– 15-06/08-441 жалоба ООО "Тора" была отклонена, а жалоба ООО "ВИД-Авто" была признана частично обоснованной.
В действиях заказчика признаны нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По результатам принятого решения антимонопольным органом 28.10.2015 было выдано предписание, в соответствии с которым ГУЗ "Родильный дом в„– 3" предписано в срок до 16.11.2015 прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 и части 6 статьи 31 Федерального закона в„– 44-ФЗ, отменить все протоколы, составленные входе аукциона, в том числе от 26.10.2015 в„– 106455; оператору электронной площадки предписано отменить протокол проведения электронного аукциона от 29.10.2015, вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе, уведомить участников аукциона об отмене протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в аукционе и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе; заказчику и уполномоченному органу предписано привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства и с учетом решения УФАС России по Волгоградской области от 28.10.2015 в„– 15-06/08-441, назначить новую дату окончания срока подачи заявок, дату рассмотрения первых частей заявок, дату проведения аукциона и разместить соответствующую информацию на официальном сайте; оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 предписания назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона.
В удовлетворении жалобы в части признания оспариваемого решения антимонопольного органа в части объединения поставки товаров и оказание услуг, не связанных между собой единой целью по сбору, хранению, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов отказано.
Полагая, что принятое Волгоградским УФАС России решение противоречит фактическим обстоятельства дела и нормам материального права, затрагивает интересы заявителя в сфере экономической деятельности, ООО "ВИД-Авто" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решения Волгоградского УФАС России, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого в части ненормативного правового акта антимонопольного органа.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, указал, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела, однако при разрешении спора неправильно применил нормы права, регулирующие вопросы организации и проведения аукциона, защиты конкуренции.
Так, 14.10.2015 комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области объявлено о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по сбору, временному хранению, транспортировке специализированным транспортом и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", "В" и "Г" в 2016 году для нужд заказчика - ГУЗ "Родильный дом в„– 3".
Извещение о проведении электронного аукциона в„– 0129200005315004444 размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Срок окончания подачи заявок 22.10.2015 10 часов 00 минут.
Жалоба на положения документации о закупке была подана ООО "ВИД-Авто" 21.10.2015 и была принята к рассмотрению УФАС России по Волгоградской области 23.10.2015 (уведомление в„– 03-13/7275.
Согласно извещению об электронном аукционе наименование объекта закупки определено как "оказание услуг по сбору, временному хранению, транспортировке специализированным транспортом и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", "В" и "Г" в 2016 году", что соответствует информационной карте электронного аукциона.
Суд первой инстанции счел не противоречащим требованиям действующего законодательства включение в состав документации об аукционе в электронной форме в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" требования о предоставлении специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "B" (V=0,30 м3) в количестве 2 шт., специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "В" (V=0,16 м3) в количестве 1 шт., а также предоставление одноразовых пакетов для мягких отходов, 330*300 мм в количестве 3 600 шт., одноразовых пакетов для мягких отходов, 500*600 мм в количестве 3 600 шт., одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм в количестве 3 600 шт.; включение в состав оказываемых услуг организацию сбора медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" на территории ГУЗ "Родильный дом в„– 3": организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 12 л, организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 35 л, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 330*300 мм, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 500*600 мм; организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм.
По мнению суда первой инстанции, законодательство о закупках не содержит запрета на включение в конкурсную документацию указанных выше условий.
При этом суд первой инстанции указал, что в соответствии с пунктами 1.2. и 1.3. СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 в„– 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), названные санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Названные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.Согласно пункту 6.2 СанПиН 2.1.7.279040 хранение (накопление) более 24 часов пищевых отходов, необеззараженных отходов класса Б осуществляется в холодильных или морозильных камерах.
Так как из содержания аукционной документации не усматривается, что предметом данного аукциона являются действия с обеззараженными отходами, суд указал, что в соответствии с пунктом 6.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 хранение (накопление) более 24 часов пищевых отходов, необеззараженных отходов класса "Б" осуществляется в холодильных или морозильных камерах.
Согласно пункту 6.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б собираются в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Выбор упаковки зависит от морфологического состава отходов.
Для сбора острых отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры). Емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.
Для сбора органических, жидких отходов класса Б должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с крышкой (контейнеры), обеспечивающей их герметизацию и исключающей возможность самопроизвольного вскрытия.
В случае применения аппаратных методов обеззараживания в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, на рабочих местах допускается сбор отходов класса Б в общие емкости (контейнеры, пакеты) использованных шприцев в неразобранном виде с предварительным отделением или (для отделения или необходимо использовать иглосъемники, иглодеструкторы, иглоотсекатели), перчаток, перевязочного материала и так далее.
Расходные медицинские материалы, к которым относятся сертифицированное оборудование (многоразовые контейнеры для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза согласно пункту 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10) и сертифицированные расходные материалов (одноразовые пакеты и одноразовые контейнеры для острого инструмента для сбора различных видов медицинских отходов на местах их образования согласно пункту 4.11 СанПиН 2.1.7.2790-10), должны быть безопасны для обращения, перевозки и обезвреживания персоналом заказчика и исполнителя; в соответствии с пунктами 4.11 - 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10 для обращения с медицинскими отходами должны применяться расходные материалы, одноразовая и многоразовая тара.
Предоставление во временное пользование заказчику специализированного сертифицированного холодильного оборудования для накопления и временного хранения медицинских отходов, предоставляемые емкости (контейнеры) для сбора, временного хранения и транспортирования отходов класса "Б", "В", "Г" связано с предметом закупки, оказание данных услуг в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 осуществляется с использование данного рассматриваемого оборудовании и тары.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в указанной части.
Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Главой 3 параграфом 2 Закона о контрактной системе установлены требования и порядок проведения закупок путем аукциона в электронной форме (электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал, что Закон о закупках в„– 44-ФЗ не регламентирует порядок объединения, товаров, работ, услуг в один лот. Задачей антимонопольного органа и судов заключается в том, чтобы определить повлечет или повлекло объединение в одном лоте закупки товаров, работ и услуг.
Также апелляционный суд отметил, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться положениями части 3 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой запрещается ограничивать конкуренцию между участниками путем включения в состав лотов товаров работ, услуг технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, которые являются предметом торгов. Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно формировать лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
Между тем апелляционным судом не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, предмет закупки по данному спору определен как услуги по сбору, временному хранению, транспортировке специализированным транспортом и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б", "В" и "Г" в 2016 году.
Как следует из материалов антимонопольного дела, предметом спора является включение в состав документации об аукционе в электронной форме в„– 0129200005315004444 на Электронной торговой площадке ММВБ "Госзакупки" требования о предоставлении специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "B" (V = 0,30 м3) в количестве 2 шт., специализированного сертифицированного холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "В" (V = 0,16 м3) в количестве 1 шт., а также предоставление одноразовых пакетов для мягких отходов, 330*300 мм в количестве 3 600 шт., одноразовых пакетов для мягких отходов, 500*600 мм в количестве 3 600 шт., одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм в количестве 3 600 шт.; включение в состав оказываемых услуг организацию сбора медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" на территории ГУЗ "Родильный дом в„– 3": организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 12 л, организацию обращения и временного хранения многоразовой емкости (ведро) с крышкой, 35 л, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 330*300 мм, организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 500*600 мм; организацию обращения, временного хранения и утилизации одноразового пакета для мягких отходов, 800*900 мм, а вопрос об объединении в один лот обществами не ставился, также данный вопрос не рассматривался и УФАС, что следует из оспариваемого решения антимонопольного органа.
Таким образом, выводы апелляционного суда со ссылкой на положения части 3 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" сделаны за пределами обжалуемого решения антимонопольного органа.
Суд апелляционной инстанции признал неправомерным объединение в одном лоте указанных выше услуг и поставку товаров, указав, что формирование заказчиком лота направлено на исполнение обязанности по обеспечению транспортировки и обезвреживания медицинских отходов, тогда как данный вопрос не заявлялся участниками аукциона и не рассматривался антимонопольным органом.
Между тем апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что включение в конкурсную документацию требований о предоставлении во временное пользование заказчику специализированного холодильного оборудования для накопления и временного хранения медицинских отходов и предоставлении емкостей (контейнеров) для сбора хранения и транспортирования отходов необоснованно, так как сбор и хранение медицинских отходов осуществляет медицинская организация - ГУЗ "Родильный дом в„– 3" в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 в„– 163.
Разделом III СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены требования к организации системы обращения с медицинскими отходами.
Согласно пункту 3.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы: - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность; - перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы; - обеззараживание/обезвреживание; - транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; - захоронение или уничтожение медицинских отходов.
Руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (пункт 3.2).
Согласно пункту 3.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность. Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утверждается руководителем организации.
В схеме обращения с медицинскими отходами согласно пункту 3.7 СанПиНа указываются: - качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов; - нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе; - потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария - не реже 72 часов, в операционных залах - после каждой операции; - порядок сбора медицинских отходов; - порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза; - применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов; - порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов); - организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.
В соответствии с пунктом 3.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории. Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод, что сбор, хранение медицинских отходов осуществляет медицинская организация, транспортировку медицинских отходов осуществляет специализированная организация.
Таким образом, сбор отходов, образующихся в ходе осуществления медицинским учреждением медицинской деятельности, и их временное хранение в рассматриваемом случае осуществляет ГУЗ "Родильный дом в„– 3". Именно для сбора отходов заказчику нужны контейнеры и иные расходные материалы: специализированных сертифицированный холодильник для хранения медицинских отходов классов "Б", "B" (V = 0,30 м3) в количестве 2 шт., специализированный сертифицированный холодильника для хранения медицинских отходов классов "Б", "В" (V = 0,16 м3) в количестве 1 шт., одноразовые пакеты для мягких отходов, 330х300 мм в количестве 3 600 шт., одноразовые пакеты для мягких отходов, 500х600 мм в количестве 3 600 шт., одноразовые пакеты для мягких отходов, 800х900 мм в количестве 3 600 шт.; многоразовые емкости (ведро) с крышкой, 12 л, многоразовые емкости (ведро) с крышкой, 35 л.
Следовательно, предоставление во временное пользование специализированных холодильников и закупка контейнеров и одноразовых пакетов связана с непосредственной деятельностью медицинского учреждения по сбору и временному хранению медицинских отходов и никак не может быть связана с оказанием услуг по транспортировке медицинских отходов и их последующему обезвреживанию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в„– 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Формирование аукционной документации таким образом, направлено на ограничение конкуренции.
Апелляционный суд правильно отметил, что предмет закупки сформулирован так, что специализированная транспортная организация должна осуществить предоставление во временное пользование специализированных холодильников и поставку товаров, необходимых медицинскому учреждению для осуществления ею деятельности по сбору и временному хранению медицинских отходов. К участию в аукционе ограничен круг лиц, осуществляющих предоставление во временное пользование специализированных холодильников и поставку таких товаров по договорам купли-продажи (производителей контейнеров и одноразовых пакетов, торговых организаций), а также специализированных транспортных организации, не осуществляющих деятельность по поставке товаров и пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое в части решение Управления от 28.10.2015 по делу в„– 15-06/08-441 подлежит признанию недействительным, как не соответствующее пункту 1 части 1 статьи 8, части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 в„– 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", нарушающее права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции, принимая новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО "ВИД-Авто" и признании недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа, сослался в том числе и на статью 17 Закона о защите конкуренции.
Однако данная ссылка не привела к принятию неправосудного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу в„– А12-53644/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ


------------------------------------------------------------------